В ближайшем будущем наличие тахографа в грузовом автомобиле может повлиять на стоимость полиса ОСАГО. Страховщики и регуляторы обсуждают новый способ снизить аварийность грузового транспорта — учет тахографов при расчете стоимости полисов ОСАГО. Если инициатива будет реализована, перевозчики, соблюдающие правила, смогут платить меньше за страховку. Пока это лишь пилотный проект на стадии обсуждения, но представители отрасли настроены положительно, видя в нем способ поощрить соблюдение законодательства и улучшить ситуацию с аварийностью.
Зачем в ОСАГО учитывать тахографы
Тахограф — это прибор, который фиксирует скорость, маршрут, а также режим работы и отдыха водителя. По закону, такие устройства обязательны для грузовиков тяжелее 3,5 тонн и автобусов. Однако не все перевозчики их устанавливают или используют, что приводит к переработкам, усталости водителей и, как следствие, авариям.
Сейчас за отсутствие тахографа штрафуют: водителя — на 3–5 тыс. рублей, компанию — на 7–10 тыс. Но штрафы не всегда эффективны. Страховщики предлагают другой стимул — скидку на ОСАГО для тех, кто соблюдает правила.
Основная цель внедрения тахографов – сделать дорожное движение безопаснее. Согласно исследованиям, использование этих устройств действительно помогает сократить количество аварий. Если страховые компании начнут учитывать наличие тахографа при расчете стоимости полиса, это создаст мощный стимул для перевозчиков:
- Устанавливать тахографы на весь транспортный парк;
- Строго соблюдать нормы труда и отдыха водителей.
Объединение систем тахографического контроля и автострахования позволит:
- Снизить количество переработок среди водителей
- Уменьшить число тяжелых ДТП, вызванных усталостью
- Сократить финансовые потери от аварий
Инициатива страхового сообщества и регуляторов
В середине июня на рабочем совещании в ФБУ «Росавтотранс» представители страхового рынка и госорганов обсудили идею учитывать тахографы при расчете ОСАГО.
Суть инициативы – организовать обмен данными между двумя системами: автоматизированной системой «Страхование» (ОСАГО) и системой «Тахографический контроль». В настоящее время у страховых компаний нет информации о том, установлен ли в конкретном грузовике или автобусе тахограф. В заявлении на оформление ОСАГО такой графы нет, поэтому эти сведения не попадают в базу данных.
Без этих данных невозможно рассчитать страховой тариф с учетом повышающего или понижающего коэффициента за наличие или отсутствие тахографа – для этого нужна статистика. Чтобы внедрить такой механизм, потребуются изменения в законодательстве: в закон об ОСАГО и в нормативные акты Банка России, регулирующие правила страхования. Только после этого страховщики смогут легально учитывать новый фактор при расчете стоимости полиса.
Сейчас задача – собрать и проанализировать данные. Пока нет достаточной статистики, подтверждающей, как наличие тахографа влияет на аварийность. Необходимо объединить информацию из страховой базы и системы тахографического контроля и провести детальное исследование. Сопоставление данных двух систем поможет восполнить пробелы в статистике и создать научно обоснованную методику расчета тарифных коэффициентов.
Если анализ подтвердит, что исправный тахограф действительно снижает риск ДТП, можно будет обсуждать размер скидки (или надбавки) для таких транспортных средств. Однако пока данных недостаточно, вводить новый параметр преждевременно.
Позиция регулятора и мнение рынка
Банк России (финансовый регулятор) позитивно оценивает появление у страховщиков любых дополнительных данных, способных повысить точность оценки рисков и обоснованность тарифов. По сути, рынок уже готов применять более гибкие тарифы – нужно лишь обеспечить, чтобы новый фактор (наличие тахографа) был статистически значимым и подтвержденным.
Участники страхового рынка в целом поддерживают инициативу, хотя и оговариваются, что говорить о практической реализации рано.
Идею стимулировать использование тахографов разделяют не только страховщики, но и другие ведомства. Ранее свою позицию высказывало МВД России, выступая за усиление контроля над соблюдением водителями норм труда и отдыха с помощью тахографов. Контроль за режимом работы водителей – это в первую очередь вопрос безопасности, поэтому ГИБДД заинтересована, чтобы тахографы реально стояли в каждом обязанном ТС и использовались по назначению.
Новый сервис: проверить тахограф стало проще
В контексте усиления контроля появилась важная новость: проверить, оснащено ли транспортное средство тахографом, теперь можно всего за минуту через мобильное приложение. ФБУ «Росавтотранс» запустило онлайн-сервис, который позволяет по госномеру автомобиля оперативно получить данные о наличии тахографа. Чтобы воспользоваться этой услугой, нужно выполнить три простых шага:
- Перейти на специальную страницу сервиса (портал Росавтотранса) по ссылке
- Навести камеру смартфона или планшета на государственный регистрационный знак транспортного средства.
- Нажать кнопку «Сфотографировать» – после чего система распознает номер. Альтернатива: ввести номер машины вручную в поле на странице.
После этого сервис мгновенно выдаст информацию, установлен ли на данном транспортном средстве тахограф. Новый функционал доступен всем заинтересованным сторонам: сотрудникам ГИБДД и Ространснадзора, работникам тахографических мастерских, страховщикам или самим перевозчикам – словом, любому, кому важно оперативно проверить наличие приборов контроля на конкретном авто.
Перспективы
Идея учитывать наличие тахографа при расчете стоимости ОСАГО пока находится на ранней стадии обсуждения. Для ее реализации предстоит решить ряд задач: закрепить изменения в законодательстве, наладить обмен данными между страховыми и транспортными системами и, самое главное, собрать достаточную статистику, подтверждающую эффективность такого подхода.
Страховщики и регуляторы признают потенциал этой инициативы: тариф, учитывающий реальную манеру вождения, может сделать страхование более справедливым и мотивировать перевозчиков соблюдать правила. В перспективе это способно снизить аварийность в грузопассажирских перевозках, что выгодно всем – и страховым компаниям, и ответственным перевозчикам, и другим участникам дорожного движения.
Однако введение поправочного коэффициента требует четкого обоснования. В ближайшее время рабочая группа займется анализом данных и подготовкой изменений в нормативную базу.
В итоге дискуссия вокруг тахографов в ОСАГО отражает общий тренд на персонализацию страховых тарифов и повышение безопасности. Рынок и регуляторы ищут баланс между коммерческими интересами и общественной пользой. Пока же участники рынка внимательно следят за развитием инициативы, параллельно работая над другими способами снижения аварийности. Ключевой принцип здесь – безопасность людей. Именно этот приоритет должен оставаться главным при оценке любых страховых инноваций.