2024 год для российского автолизинга выдался непростым: после продолжительного роста рынок впервые за последние годы продемонстрировал снижение. Причины — высокая ключевая ставка, ослабление рубля, нестабильность цен на транспорт и осторожность бизнеса при заключении новых контрактов. Тем не менее, сегмент остался одним из крупнейших в лизинговой отрасли, сохранив значимую долю в структуре сделок.
Общий объем и динамика рынка
По итогам 2024 года объем рынка автолизинга сократился примерно на 2% в сравнении с 2023 годом. Это первое снижение доли автолизинга в общем объеме лизинговых сделок с 2019 года: показатель упал с 53% до 49%. В денежном выражении объем нового бизнеса по автолизингу составил около 1,6 трлн рублей, что отражает умеренное падение на фоне общего снижения инвестиционной активности.
Снижение динамики объясняется слабым ростом в сегменте легковых автомобилей (прирост всего 13%) и падением по грузовому транспорту на 11%. В 2023 году эти два сегмента были драйверами роста, однако в 2024 году грузовой сегмент оказался особенно чувствительным к высокому уровню финансирования и скачкам цен.
Структура сделок и средний чек
Несмотря на общее сокращение количества сделок (с 484 тыс. до 453 тыс., –6%), средний чек автолизингового контракта вырос — с 5,1 до 5,6–5,8 млн рублей, что составляет порядка 10% прироста. Рост стоимости объясняется удорожанием транспортных средств на фоне ослабления рубля и инфляционных процессов в экономике.
Для сравнения: в целом по лизинговому рынку средний чек вырос с 14,1 до 15,2 млн рублей. Это обусловлено не только ростом цен, но и заключением крупных разовых контрактов в смежных сегментах, таких как железнодорожная техника и недвижимость.
Влияние макроэкономики и сравнение с Европой
Российский рынок автолизинга в 2024 году оказался под серьезным давлением со стороны жесткой денежно-кредитной политики. Повышение ключевой ставки до двузначных значений охладило спрос, особенно во втором полугодии. Если за 9 месяцев 2024 года рынок демонстрировал прирост на 6% по сравнению с аналогичным периодом 2023-го, то в четвертом квартале произошло падение на 36%.
В евровом эквиваленте российский рынок сократился на 15%, что связано исключительно с ослаблением курса рубля. Несмотря на это, Россия сохранила 5-е место среди стран Европы по объему нового лизингового бизнеса. Однако отставание от Италии продолжает расти, в то время как доля России в европейском лизинговом бизнесе снизилась с 8,8% до 7,2%.
Финансовое давление и пересмотры условий
Серьезное влияние на рынок оказала высокая ключевая ставка, которая сдерживала спрос и увеличивала стоимость лизинга. Уже в течение 2024 года ряд лизинговых компаний пересмотрели условия действующих контрактов, повышая ставки вслед за удорожанием банковского финансирования.
Это привело к нескольким реакциям со стороны клиентов:
- часть клиентов предпочли досрочно выкупить предмет лизинга;
- другие приняли новые графики платежей;
- отдельные компании начали возврат техники или обратились в суд с исками к лизингодателям.
В результате на складах лизинговых компаний скопилось больше изъятой техники, что усилило давление на вторичный рынок.
Рассмотрим более подробно представленный анализ рынка автолизинга в России за 2024 год.
Финансовая ёмкость рынка автолизинга в 2024 году
1. Легковые автомобили (206 тыс. ед.)
Финансовая ёмкость сегмента составила 638 млрд рублей, что на +8% выше, чем в 2023 году (592 млрд).
Несмотря на замедление темпов роста, рынок легковых авто в лизинг продолжает увеличиваться, что говорит о высокой потребительской активности в B2B- и B2C-секторах.
2. Коммерческий транспорт (120 тыс. ед.)
Финансовая ёмкость по итогам 2024 года составила 969 млрд рублей, что означает снижение на 18% по сравнению с 2023 годом (1185 млрд).
После резкого роста в 2022–2023 гг. (возможно, из-за отложенного спроса и субсидированных программ), в 2024 году сегмент коммерческого транспорта вошел в фазу коррекции. Вероятно, повлияли факторы, такие как рост стоимости техники, снижение логистических перевозок, высокая ставка и давление на бизнес.
Общий объем нового бизнеса
- 326 тыс. сделок, что соответствует емкости 1,61 трлн рублей.
- Это на 10% ниже, чем в 2023 году.
Вывод: сокращение на 10% говорит о сдержанной активности на рынке, снижении инвестиционного аппетита и большей осторожности участников.
Сегмент транспорта | Доля (%) |
PC (легковые авто) | 63% |
LCV (легкий коммерческий) | 32% |
MCV + HCV (средне- и тяжёлые грузовики) | 3% |
BUS (автобусы) | 1% |
Выводы по структуре:
- Основной объем автолизинга сосредоточен в легковом сегменте (почти 2/3 рынка).
- LCV — второй по значимости сегмент, востребованный у малого и среднего бизнеса.
- MCV/HCV и BUS остаются нишевыми направлениями, но их доля может увеличиться при развитии субсидированных программ, особенно в транспортной и социальной инфраструктуре.
Вывод:
2024 год стал годом коррекции и охлаждения для автолизинга в России. Несмотря на высокую базу 2023 года и отдельные очаги роста, в целом рынок показал снижение как в натуральных, так и в денежных показателях.
Формально автолизинг сохранил статус одного из крупнейших сегментов на лизинговом рынке, но по всем признакам началась переоценка стратегий со стороны как клиентов, так и самих лизинговых компаний. Возвращение к устойчивому росту теперь будет зависеть от ряда факторов: доступности кредитных ресурсов, инфляционного фона, валютных колебаний и макроэкономической стабильности.