Финансовый лизинг - транспортные средства приобретаются за заемные деньги, которые предоставляет сторонняя организация. Когда срок лизинга завершится, автомобили можно выкупить по низкой цене. Стоимость может быть указана в договоре, либо формируется с учетом амортизации имущества.
Операционный лизинг - аренда транспортного средства на срок до 5 лет. Пробег за время аренды должен быть не более 200 тысяч километров, а в ином случае платятся штрафы.
Организация работы автопарка при разных способах финансирования
Покупка в собственность
Если вы приобретаете автомобили в собственность, то вам придется сразу потратить значительную сумму из бюджета. Также следует заложить в бюджет обслуживание, страховку, ремонт и деньги на всю организацию работы автопарка. При планировании учитывайте, что разные машины потребляют разное количество топлива.
Вам нужно будет выбрать и купить авто, поставить его на учет и постоянно обслуживать. Например, следить за уровнем топлива, оплачивать штрафы и налоги, проходить плановые ТО и делать внештатные ремонты.
Также нужно нести ответственность за действия пользователей машинами и предоставлять водителем авто на замену в случае поломки.
В компании должно быть лицо, которое этим всем будет заниматься и ему тоже нужно платить. Существенным плюсом является то, что вы сможете в любой момент продать автомобиль.
Лизинг как решение для автопарков на предприятии
В данном случае подбором и приобретением транспортного средства занимается лизингодатель. Он же занимается обслуживанием авто, страхованием, ремонтом и хранением запчастей.
Брать автопарки в лизинг удобно в том плане, что не нужно выделять большие деньги из бюджета и можно сразу начать зарабатывать с помощью транспортных средств.
Компания может рассчитать свой бюджет, зная конкретную сумму арендного платежа. Плюс – уменьшается налог на прибыль, так как платежи по договору относятся к затратам. К лизинговым платежам также можно отнести техобслуживание и содержание транспорта.
Возможно определить цену каждого километра пробега для определенного ТС. Так как на балансе автомобиль не состоит, то расходы на него относят к операционным.
При определении суммы арендной платы остаточная стоимость ТС не учитывается. Это означает, что компанией оплачивается лишь реальный его пробег.
Но в данном случае клиент не может разорвать контракт с лизингодателем в любой момент. Либо придется оплачивать штраф.
Что нужно учитывать во время планирования покупки автомобилей?
Изучите, сколько на территории региона находится поставщиков и насколько легко будет обеспечить ваш автопарк запчастями.
При планировании бюджета учтите все расходы на все машины и возьмите во внимание вероятность инфляции. Также важно сделать прогноз стоимости при продаже ТС. Стоимость в данном случае зависит и от марки авто и от года выпуска и от инфляции и от того, сколько машина прослужит в вашем автопарке.
Чтобы понять, какой способ выбрать, проведите анализ ситуации с одним и тем же авто в собственности и лизинге.
Нужно учесть как операционные, так и сервисные расходы:
- цена покупки без учета НДС
- цена продажи
- пробег
- срок аренды
- арендная ставка
- количество колес. При большом пробеге следует закладывать в стоимость больше колес.
Можно использовать также такой тип владения как Car Allowance.
Это пособие сотруднику компании на транспортное средства (покупку или аренду). Это подойдет для организации с автопарком легковых автомобилей.
А если сотрудник не использует транспортным средством, но получает при этом надбавку, то он выплачивает компенсацию. Это способ позволяет избежать рисков, связанных с закупкой, обслуживанием и ремонтом, а также с последующей продажей ТС.
Но так как сложно проконтролировать какой автомобиль используется, есть ли у него страховка, получает ли он качественное обслуживание, то может пострадать репутация компании.
И не стоит забывать про Fleet Management.
Транспортное средство покупается в собственность, но обслуживание и управление автопарком производится сторонними организациями. Флит менеджер полностью контролирует работу автопарка: обновляет его, сокращает, предоставляет свое ПО и ведет учет всех расходов и доходов. Для компании это возможность сэкономить и направить все свои силы на осуществление профильной деятельности.
Какой бы способ вы не выбрали, мы желаем вашему бизнесу процветания и стабильности!