По итогам семи месяцев продажи сократились на 5,2%, до 71,9 тыс. штук. На КамАЗе ожидают падения на 15–22% по итогам года. Это на 5,2% меньше, чем годом ранее, подсчитали в агентстве «Автостат Инфо». В отличие от рынка легковых автомобилей, в этом сегменте не прогнозируют заметного всплеска интереса к покупке из-за ожидания повышения утильсбора. Перевозчики и участники рынка констатируют насыщение сегмента, наличие больших складов техники, а также давление на спрос высокой ставки ЦБ.

По итогам 2024 года в компании ожидают 15-22-процентного спада на рынке и прогнозируют, что будет продано 105-115 тыс. грузовиков. Тем не менее это один из лучших годовых показателей за последнее десятилетие. Грядущее в октябре повышение утильсбора на грузовики не повлечёт за собой существенного изменения рынка, считают в концерне.

В рамках подготовки ежеквартального обзора «Дилерские сети. Мониторинг дилерских контрактов по продаже грузовых автомобилей» эксперты агентства «АВТОСТАТ» выяснили, что по состоянию на август 2024 года в России числится 2121 официальный дилерский центр по продаже грузовых машин. Если сравнивать этот показатель с тем, что был три месяца назад (в мае – 2046), то с тех пор количество дилерских центров (контрактов) немного увеличилось – на 75 единиц (+3,7%).

Если же рассматривать статистику за последние 1,5 года, то видно, что с февраля 2023-го число дилеров, занимающихся продажей грузовых автомобилей, постоянно росло. Как следствие, за это время оно увеличилось вдвое (с 1037 до 2121).

Эксперты агентства «АВТОСТАТ» отмечают, что дилерские сети грузовиков растут в основном за счет китайских брендов, которые после ухода ведущих европейских производителей заняли лидирующие позиции на российском рынке.

В августе с площадки ГК «Современные транспортные технологии» состоялась отгрузка партии магистральных тягачей «Валдай 45» в адрес маркетплейса OZON. Автомобили с колесной формулой 4х2 будут эксплуатироваться совместно с полуприцепами для транспортировки сборных грузов по России.

Основной причиной высокой аварийности на федеральных трассах стало перераспределение грузового трафика с западных на южные и юго-восточные направления, где летом традиционно высок поток автомобилей отдыхающих.

Решением проблемы может стать цифровизация перевозок и внедрение электронного документооборота для онлайн-контроля за грузовым транспортом. Для этого создадут электронный реестр перевозчиков. Это поможет улучшить ситуацию с аварийностью. В реестре должны будут регистрироваться грузовые автомобили массой более 3,5 т (категории N2 и N3). Компании, не прошедшие регистрацию, не смогут осуществлять перевозки.

Безопасность нарушается по нескольким причинам. Около 50–60% перевозчиков работают в серой зоне, снижая тарифы ниже рыночных. Это небольшие фирмы, ИП и физлица, которые нарушают законы и работают за наличные. Основные нарушения трудового законодательства происходят именно здесь. Водители накручивают пробег, не соблюдая режим труда и отдыха, чтобы заработать больше. Цель реестра - вывести этих перевозчиков из серой зоны. Компании будут обязаны зарегистрироваться в реестре и загружать юридические документы, разрешения и лицензии для контроля.

Маршруты грузовиков и время в пути будут отслеживаться через приборы ГЛОНАСС и тахографы. Однако до 60% мелких ИП и физлиц могут столкнуться с трудностями регистрации, так как работают неофициально и без учета документации. Им предстоят большие расходы на соответствие новым требованиям, что может привести к поглощению их крупными компаниями. Предлагается роль ассоциаций в законе, чтобы помочь мелким перевозчикам адаптироваться к новой системе.

Реестр перевозчиков должен быть интегрирован в транспортно-логистическую платформу «ГосЛог», разрабатываемую Минтрансом, которая объединит цифровые логистические сервисы. «ГосЛог» станет платформой для взаимодействия государства и перевозчиков, где пользователи смогут нанимать перевозчиков по рейтингу, читать отзывы и отслеживать движение товара. Контроль за грузами будет обеспечиваться электронными пломбами с датчиками ГЛОНАСС.